|
Отправлено: 08.05.12 14:04. Заголовок: Пара слов начинающим писателям.
Итак, наконец-то я всё же решился за это взяться. К сожалению, перейду в какой-то мере на прямые оскорбления. Ребят, к сожалению, достойных рассказов на этом сайте не то, что мало - их практически нет. Рэдволл как фендом - явление малочисленное, а потому - это вдвойне печально. Отчасти я пишу это из-за собственной корысти, благо порой всё же хочется почитать что-то интересное, а на деле этого интересного настолько мало, что хоть сам садись и пиши. Итак, несколько простых правил, которые позволят вам писать интересные и вполне читабельные фанфики. 1) Начну с самого-самого неприятного. Невозможно написать какой-то рассказ без таланта. Ты можешь оттачивать своё мастерство, ваяя рассказ за рассказом и выкладывая их сюда, думая, что так приобретёшь прогресс, но если в тебе нет ничего от писателя - твои рассказы будут как фантик от конфеты: может, красивые, блестящие, шуршащие - но пустые. Не уверен, что такое у тебя есть, и планируешь всё взять яркими, но нелепо оформленными идеями - лучше не пиши. Попробуй себя в чём-нибудь другом. 2) Больше читай. И не всякого современного отстоя (ничего не имею против хороших современных авторов, но на всякие там сталкеры и прочее метро равняться не стоит), а хороших, проверенных временем, книг (та же классика, поверь мне, не так мерзка, как тебе может казаться). Не только словарный запас увеличится, но и даже отчасти это помогает твоей фантазии работать лучше. 3) Не пиши клише в квадрате и в кубе. Идеи о мирных зверях, отправляющимися в погоню за хищниками, разрушившими их дом, любви простой сельской мышки к коварному хищнику, попытка этих самых хищников оправдать - это хорошо. Но всё это было и не раз. Другой разговор, что талантливый писатель способен обыграть даже эту вечную тему так, что она засияет снова яркими красками... но я опять подчеркну, что дикого таланта должен быть человек. И новичкам я бы не советовал даже пытаться это сделать - выйдет очередная банальщина. Равно как я бы и не советовал брать идеи из уже существующих фанфиков, пусть даже малоизвестных. 4) Кроссоверы. Самая шаткая и тонкая тема, хороший пример того, что надо быть мастером слова, чтобы не переступить тонкую грань между интересной фантастикой и унылостью. Люди в СЦМ, рэдволльцы попадают в наше же Средневековье, мыши на космолётах, с пушками и бластерами... знакомо? Тоже было, тоже клише, но ситуация тут ещё сложнее. Никакой из "скрещенных" фендомов не должен перетягивать внимание на себя, а те, у кого с технологиями получше, чем у рэдволльцев, не должны выступать как ходячие машины смерти. Хотя опять же, чтобы написать хороший кроссовер - нужен не только талант, но и практика, я бы советовал браться за них только тем, кому уже самого "Рэдволла", широкого и многогранного, мало, и кому хочется сказать нечто большее. Короче. Пишешь кроссовер только потому, что хочешь погонять мышей выстрелами из пистолета, - лучше не пиши. 5) Авторские персонажи. Ребят, скажу прямо и откровенно: на ваших героев по большей части всем наплевать. А уж тем более, когда впирается в "Рэдволл" некто, доселе неизвестный, он сильнее пяти барсуков и ловчее восьми белок, дерётся шестью мечами сразу и с первого удара сносит главгаду голову и получает самую красивую девушку аббатства в жёны. Иначе говоря, Мэри-сью и её родственники любых полов и видов. Ваш персонаж не должен оттеснять тех, за кем пришёл читатель, на задний план. Другой вопрос - фанфик-биография героя, но там тоже есть свои законы. 6) Итак, биография нашего персонажа. Помним о такой простой вещи, как реализм, хотя его никто нигде не отменял. Авторский персонаж - это вовсе не "пятое колесо в телеге", некто ярко выделяющийся из общей толпы и дающий всем взбучку, без которого вроде бы не обошлись, но всё-таки было бы лучше. Учитесь правильно вписывать его в общий мир и помните, что нет неуязвимых, а бахвалов в "Рэдволле" обычно очень быстро на место ставят. Иными словами, пока не зарекомендовал себя, как хороший писатель, - никаких историй о твоих героях. 7) Смысл. Да-да, ребята, никто, кроме разве что каких-нибудь новомодных "фантастов" не садится за стол с мыслью "а давай-ка я забацаю книгу ради книги, чтоб народ схавал!" Если ты из их числа, то я готов прямо сейчас вышвырнуть тебя вон отсюда исключительно из-за моего личного к таким товарищам неуважения. А хорошие писатели никогда ничего не пишут просто так. Любой рассказ - короткий ли, длинный, весёлый, грустный - должен быть своего рода одновременно отражением и жизни автора, и его опыта, и того важного в жизни, что он сам для себя узнал, и хочет этим со всеми поделиться. Иными словами, прежде чем начать писать - сядь и подумай, а ради чего ты это делаешь. 8) Никогда не выкладывай незаконченные рассказы. Хуже нет - раздразнить читателя и оборвать повествование на самом интересном. Нет, выкладывать по частям никто тебе не запрещает, но подумай, прежде чем выложить: а будешь ли ты это дописывать, или нет? Если нет - лучше не выкладывай. 9) Всякое-разное в духе дневников а-ля "что бы я любимый делал, будь я в Рэдволле". Повторяю: ты и твои персонажи - то, что людей волнует в последнюю очередь, уж скорее они побегут читать плохо написанный фанфик о Клуни, чем хорошо написанный рассказ о каком-нибудь Васе-хорьке и его похождениях, как бы то ни было мне печально писать. И уж тем более их не волнует, что бы ты делал, живи ты в Рэдволле. Одно дело - когда ты ведёшь рэдволльский блог, всю свою жизнь на рэдволльский лад перекраивая (хотя я тоже не вижу в этом ничего хорошего), другое - когда ты это выкладываешь сюда. 10) Длина рассказа. Долгие-предолгие авторские рассусоливания банального порой утомляют, и больше всего хочется шУдевр закрыть и никогда больше не открывать его. Но в то же время, когда нет ни описания внешности персонажей, ни описаний местности, внутренних переживаний, переходов, всё описано только короткими фразами, и основную часть составляют диалоги - хочется спросить: "Ты писал пьесу или рассказ?" Никогда не скатывайся в обилие диалогов, если ты, конечно, не пишешь эту самую пьесу. Хотя в пьесе свои законы. 11) Не пиши одно и то же из рассказа в рассказ, особенно - если понимаешь, что с талантом туго. Отточенное умение писать про одни и те же, скажем, страдания Мартина после смерти Розы, равно как и уже восьмой рассказ про них же, не вызовет у читателей ничего, кроме рвоты. Писать одно и то же - не лучший способ стать писателем. Наоборот, чем больше кажущихся тебе такими сложными жанров, ты берёшь и пытаешься в них писать - тем лучше тебе же. Опыта побольше будет. А там уже и выберешь, что же у тебя лучше получается. 12) Грамотность. Никому не приятно читать рассказ без запятых и с чудовищнейшими ошибками, особенно - если эта ошибка не там, где ей бы стоило быть, и фраза приобретает значение диаметрально противоположное. Если есть проблемы с русским языком - найди редактора (бету), который сможет тебе эти самые ошибки исправить. 13) Ну и бонусом - пара слов о стихах. Стихи, ребята, дело ещё более тонкое, чем писательство. Тут уже необходим не только талант, но и что-то близкое к музыкальному слуху и чувству ритма. Нет, я ничего не имею против того, что последняя строфа будет написана несколько другим размером, чем весь стих - такое довольно часто использовали в литературе. Но когда в стихе рифмы а-ля "галка-палка", ради рифмы же подбираются какие угодно слова, само стихотворение непонятно о чём, а такт не то что хромает - его там вообще почти что нет - возникает мысль, что человек написал это чтобы просто похвастаться. Типа вот смотрите, какой я крутой, я умею стЕхи писать. Простой приём. Находим абсолютно любое известное стихотворение, сначала читаем его вслух, а затем - своё. Не стыдно читать? Не трудно? Всё звучит на одном дыхании, как песня, что ты хотел сказать - тоже более-менее понятно? Можно и попытаться выложить. Пока что всё. Приятного чтения-написания рассказов, пишите хорошо, и тогда вас, может быть, и оценят.
|